Diary

Четыре растения. Праздник Суккот



В продолжение предыдущего поста с этрогом. Помимо этрога для выполнения заповеди арбаа миним  необходимы ещё три растения - молодая ветвь финиковой пальмы (лулав), ветви мирта (адас) и ивы (арава). Все они должны быть кошерными. Как выбирать растения, какие из них кошерные можно прочитать по ссылке.

В рамках нашего блога мы не углубляемся в теологию. Мы будем приводить только те факты, которые, на наш взгляд, являются самыми базовыми для описания того или иного действия, свидетелями которого мы стали. Но будем давать ссылки на ресурсы, которые могут дать больше информации по предмету нашего поста.

Почему четыре растения? Потому что каждый из них не похож на все остальные.
Этрог - плод "великолепного дерева" обладает прекрасным запахом и вкусом.
Побег финиковой пальмы, лулав, берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут.
Ветвь мирта - «дерева густолиственного», адас  прекрасно пахнет, но несъедобна.
Ветвь речной ивы, арава  несъедобна и не имеет запаха (с этим растением в этом году были большие проблемы, из-за сложностей логистики из Израиля, но всё обошлось, хотя купить одновременно четыре растения, как нам кажется, не удалось никому).

Еврейские мудрецы предлагают такую трактовку числу растений. Четыре вида растений -  этроглулавадасарава - над которыми евреи произносим особое благословение в дни праздника Суккот, символизируют единство народа и их взаимную ответственность друг за друга. Каждый, кто правильно и сосредоточенно исполняет важнейшую заповедь лулава, приносит мир и единство всему Израилю.

«Плод прекрасного дерева (этрог)» - это Израиль. У этрога есть и вкус, и аромат, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой и творящие добро.
«Пальмовые листья» - это Израиль. Как у плода пальмы (финика) есть вкус, но нет запаха, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой, но не совершающие добрых дел.
«Ветвь густолиственного дерева» - и это Израиль. Так же как адас благоухает, но не имеет вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, совершающие много добрых дел, но не занимающиеся Торой.
«Речные вербы» -  это тоже Израиль. Как арава не имеет ни запаха, ни вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, не занимающиеся Торой и не преуспевшие в добрых делах. Что же делать Вс-вышнему с подобными людьми? Ведь не уничтожать же их! Он сказал: «Присоединю их к остальным, и будут все они в одной связке, так что одни смогут искупить грехи других».

Как используют эти четыре растения. Нужно взять один этрог, один лулав, три ветви мирта и две веточки ивы. Этрог держат отдельно, остальные растения соединяют вместе в двух местах сухими пальмовыми листьями: стебель лулава посередине, адас — справа, а араву – слева, немного ниже адаса.

После формирования "букета" ветви берут в правую руку, этрог  в левую. Этрог должен быть обращён питмой (отростком) вниз, а черенком вверх. После этого соединяют обе руки вместе и произносят благословение, затем переворачивают этрог питмой вверх и взмахивают растениями вверх и вниз, направляя их к четырём сторонам света. Заповедь исполняется при свете дня все дни, кроме Шабата.



Молящийся с четырьмя растениями в общине Бейт Аарон. Фото Koldunova + Klyosov
Молящийся с четырьмя растениями в общине Бейт Аарон. Фото Koldunova + Klyosov



Молящийся с растениями и девочка в синагоге Бейс Менахем. Фото Koldunova + Klyosov
Молящийся с растениями и девочка в синагоге Бейс Менахем. Фото Koldunova + Klyosov
Made on
Tilda